Главная -> Модели мебели -> Русская мебель XVIII века

Русская мебель XVIII века

В истории русской мебели выделяют период, когда сошлись два стиля- барокко и рокко. Происходило это в середине XVIII века. Дизайнеры принялись за возведение роскошных зданий с восхитительными интерьерами. Основными клиентами, естественно, были представители царской семьи и их придворные. Все архитектурные новинки появлялись на территории Петербурга и его области.

Отличительной чертой таких дворцов были: высокие окна, обилие зеркал в декорированных рамах, позолоченная резьба и большое количество кованых подсвечников. Еще тогда, россияне знали, как увеличить пространство и с помощью зеркал создавали оптическую иллюзию. Это был непревзойденный метод. Днем в стенах комнат отражались солнечные лучи, а вечером - огоньки многочисленных свеч.

Выбирали мебель в одном стиле со всем зданием. Преимущество отдавали резаным консолям и различным креслам. Чтобы оставить как можно больше свободного пространства, единицы интерьера расставляли вдоль стен. Бальным и парадным залам уделяли больше внимания. Они выглядели роскошно в отличие от жилых помещений. Для хозяев очень важным было показать свое материальное благополучие.

Недостаток мебели все еще оставался проблемой. Даже Екатерина II рассказывала о том, что мебель из Зимнего дворца путешествовала вместе с ней по всей стране. Во время транспортировки многое ломалось, и пользоваться обломками утвари уже не имело никакого смысла.

К сожалению, до нашего времени дошло слишком мало экземпляров мебели той эпохи. Большинство либо сгорело при пожаре, либо было уничтожено во время многочисленных революций и войн.

Так как большинство работ принадлежат архитекторам, прославляющим стиль барокко, можно проследить совершенствование пропорций в изготовлении мебели. Каждый из тогдашних "дизайнеров" проектировал изделия самостоятельно, использовал новые краски, текстуры и методы декорирования. Большое значение имело сочетание обивки стен с обивочной тканью на диванах и стульях. Самыми известными были работы В. Растрелли.

В это время широко используется резьба. Она придает мебели новый характер. Во дворцах резьба была позолоченной и местами прорезной.

Наиболее часто встречается узор в виде раковин и высоких рельефных завитков, имитирующих различные цветы. Реже встречались рисунки птиц и даже фруктов. Они выделялись достаточно внушительными размерами.

Такой метод декора использовали для украшения ножек, рам, зеркал, спинок и контуров стульев и кроватей. Следует отметить, что в своем желании разбавить и украсить помещение, архитекторы переходили грань разумного. Так, например, отделить орнамент от предмета не представлялось возможным. Он весь был усыпан совокупностью различных объемных украшений. Во многих случаях это выглядело «наляписто» и несуразно.

Рокко, пришедший из Запада, добавляет такие детали как: раковины и различные завитки. Популярными оставались морские мотивы и иллюзия волн. Главные противоречия соединения рокко-барокко - разные взгляды на построение мебели. В первом - правила асимметрия, во втором - полная симметрия. Русские архитекторы предпочитали барокко. На их взгляд, с помощью асимметричности декора, мебель выглядела более усовершенствованной и прочной.

Нужно отдать должное отменному вкусу мастеров. Гости из Европы всегда восхищались Петергофом, Летним и Зимним дворцом. Но все же, рокко вносил некий дух свободы и дерзости. Выбирая такую мебель, жители Запада избегали стереотипности.